Выберите параметры поиска


Разработка технологии исследования свойств облученного топлива высокотемпературного газоохлаждаемого реактора

Авторы: Буртебаев Н., Дюсамбаев Д., Гизатулин Ш., Шаймерденов А., Сильнягин П.П, Уета Ш.

Ключевые слова: ВТГР, ВВР-К, топливо, выгорание

Загрузить PDF
РГП «Институт ядерной физики» Министерства энергетики Республики Казахстан совместно с агентством по атомной энергии Японии на протяжении ряда лет проводят исследования, направленные на развитие технологии высокотемпературного газоохлаждаемого реактора (ВТГР). Настоящая работа посвящена разработке технологии исследования свойств облученного топлива реактора ВТГР. Объектом исследования являются топливные элементы реактора ВТГР. Топливные элементы содержат микротвэлы, представляющие собой сферическое трехструктурное изотропное топливо с внешним диаметром 0,92 мм. Микротвэлы имеют тройную оболочку из пироуглерода и карбида кремния. Микротвэлы спрессованы с графитовой матрицей в компакт.
В задачи исследований входят:
– внешний осмотр и анализ размеров топливного компакта;
– отделение микротвэлов от графитовой матрицы;
– определение доли поврежденных микротвэлов;
– определение выгорания урана.
Подобные исследования в институте проводятся впервые. Для реализации вышеописанных задач потребовалось разработать технологию обращения с облученным ядерным топливом. Полученные результаты будут применены для квалификации топлива ВТГР с целью дальнейшего увеличения глубины выгорания урана в нем.

Экспериментальные исследования по высокотемпературному окислению прототипа топлива ВТГР

Авторы: Кенжина И.Е., Аскербеков С.К., Понкратов Ю.В., Гордиенко Ю.Н., Кенжина И.Е., Аскербеков С.К., Чихрай Е.В, Шестаков В.П., Кульсартов Т.В., Чихрай Е.В, Заурбекова Ж.А.

Ключевые слова: ВТГР, топливо, высокотемпературное окисление SiC покрытия, анализ коррозионных данных, анализ данных микроструктурных исследований

Загрузить PDF
В настоящей работе приведены результаты эксперимента по высокотемпературному окислению SiC покрытия прототипа топлива ВТГР в среде кислорода при следующих условиях проведения эксперимента: максимальная температура образцов при линейном нагреве – 1400 °С; скорость нагрева – 10 °С/мин. По результатам экспериментов были получены зависимости изменения состава газовой смеси в коррозионной камере при линейном нагреве исследуемого образца. Проведен качественный анализ коррозионных данных и данных микроструктурных исследований до и после эксперимента по коррозии. Полученные результаты позволяют оценить коррозионную стойкость и потерю эксплуатационных свойств SiC покрытий на прототипах топлива ВТГР.